Главная » 2019 » Март » 18 » Кому война, кому бюджет: треть всех расходов пойдет на оборону и безопасность
23:46
Кому война, кому бюджет: треть всех расходов пойдет на оборону и безопасность
Эксперты признали новый проект казны боевым
 
Несмотря на то что власти продекларировали снижение военных трат на 6% в год, все равно треть нового трехлетнего бюджета - это оборона, безопасность и правоохранительная деятельность. В свое время такая структура расходов была характерна для Советского Союза. При этом, по мнению большинства опрошенных "МК" экспертов, цена вопроса для экономики очень высока: уже в 2017 году власти, борясь с бюджетным дефицитом, полностью израсходуют Резервный фонд, да еще и займут огромные средства как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того, специалисты отметили, что документ не содержит амбициозных задач и даже намеков на технологический прорыв. Тем не менее проект бюджета-2017-2019 был 13 октября одобрен на заседании правительства. 28 октября он поступит в Госдуму.
 
Николай ВАРДУЛЬ, главный редактор "Финансовой газеты":
 
- Бюджетная трехлетка, вновь намеченные приоритеты, то, что финансирование социалки не снижается, - это, конечно, хорошо. Плюс налоги, с некоторыми оговорками, не повышаются.
 
Но я не могу назвать этот проект каким-то прорывным. Наоборот, он демонстрирует, что экономическая политика в стране меняться не будет.
 
Целевые показатели по росту экономики, инвестициям крайне неамбициозны. Хотелось бы увидеть в документе среднегодовые темпы роста ВВП в 2017-2018 годах хотя бы на уровне 2,5-3%, рост инвестиций в основной капитал по 5-10% в годовом выражении в зависимости от сектора, инфляцию на конец 2017 года в диапазоне не выше 4-5%.
 
По данным опроса "Левада-Центра", россияне за год стали меньше доверять государственным структурам. Рейтинг правительства снизился почти в два раза (с 45% год назад до 26%) и оказался самым низким за последние пять лет. По сути, это означает существование в обществе некоего запроса на перемены.
 
Павел СИГАЛ, первый вице-президент "Опоры России":
 
- Проект федерального бюджета на 2017-2019 годы формировался исходя из пессимистических оценок, чтобы в перспективе сдержать рост дефицита. Опираться на позитивные прогнозы, основанные на росте стоимости "черного золота", - крайне опрометчиво. Проблемы надо решать вне зависимости от ситуации на внешних рынках.
 
Даже если ключевые показатели - такие как цены на нефть - будут на порядок выше, чем заложено в проекте бюджета, ожидать, что будет зафиксирован профицит, не стоит, поскольку расходы на оборонку будут только увеличиваться в ближайшие годы, причем в уведомительном порядке.
 
Нельзя не отметить, что бюджет на предстоящие три года предполагает изменение "географических аспектов". Скажем, если госпрограмма "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока" на 2017 год финансируется всего на 49,7% от уровня 2016 года, то расходы на программу социально-экономического развития Калининградской области будут увеличены на 67,8%. Также планируется существенно увеличить уставной капитал АО "Корпорация развития Северного Кавказа" на развитие инвестиционной среды в этом округе.
 
Однако самое интересное - это источники финансирования нового бюджета. Правительство страны планирует серьезно "опереться" на долговой рынок. Минфин увеличит объем заимствований на внутреннем рынке более чем в три раза по сравнению с 2016 годом - до 1,05 трлн руб. в год, в то время как объем займов на внешнем рынке может вырасти более чем в два раза - до $7 млрд.
 
Виталий БАГАМАНОВ, управляющий директор БКС "Ультима":
 
- Новый бюджет характерен тем, что в нем правительство постаралось максимально сократить дефицит. При этом, по большому счету, власти охраняют социальную направленность. Так, расходы на социальную политику увеличиваются с 4,631 трлн руб. в нынешнем году до 5,1 трлн руб.
 
Что касается параметров, которые использовались в расчетах, то сейчас они кажутся слишком консервативными. В частности, на 2017 год заложена цена на нефть в $40 за баррель, хотя есть высокая вероятность, что цены вырастут. В расчетах на 2018-2019 годы стоимость нефти составляет $55 за баррель. При этом курс рубля в прогнозе составляет 67 за доллар.
 
Отдельно стоит отметить, что бюджет базируется на темпах инфляции в 4% уже в 2017 году. На этом построены все индексации, включая рост тарифов. Учитывая, что сейчас ЦБ, МЭР и Минфин принимают этот показатель за базовую величину, есть реальные основания предполагать достижение этой цели в следующем году. Это, конечно, будет историческим событием для российской экономики. В таких условиях можно будет ждать сильнейшего снижения ставок в экономике и повышения экономической, потребительской и кредитной активности в 2018-2019 годах, поэтому, скорее всего, параметры бюджета необходимо будет пересмотреть достаточно серьезно на последующие годы.
 
Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института Высшей школы экономики:
 
- По факту это проект бюджета воюющей страны, притом что никто на нас реально нападать не собирается. На национальную оборону в 2017 году будет потрачено 17,6% бюджета, а на безопасность и правоохранительную деятельность - 12,2%.
 
Для сравнения. На здравоохранение предусмотрено 2,3%, на образование - 3,5%. Общие ресурсы, направляемые в отечественную экономику, на 5% меньше, чем чисто военные ассигнования.
 
Такая структура расходов характерна для страны, которая ведет боевые действия. Нам говорят, что компания в Сирии не отнимает дополнительных средств Минобороны. Может, так оно и есть, но в этом случае имеет смысл сократить финансирование этого ведомства.
 
К сожалению, властями не выучен один простой урок. Одной из причин краха СССР были чрезмерные траты на ВПК с одновременным падением цен на углеводороды. В 1980-е годы мы делали больше всех в мире танков и подводных лодок, которые до сих пор не можем утилизировать.
 
Я считаю, что, выделив 3,5% на образование, правительство уже сейчас закладывает будущую неконкурентоспособность российской науки, которая должна активно участвовать в инновационном процессе, производя новые технологии. Как раз на это часто сетует наш президент.
 
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА-2017:
 
Доходы - 13,492 трлн рублей.
 
Расходы - 16,160 трлн рублей.
 
Дефицит - 3,2% ВВП.
 
Финансирование дефицита:
 
Внутренние заимствования - до 1,05 трлн рублей.
 
Внешние - до $7 млрд.
 
Резервный фонд на конец 2017 года - 0 рублей.
 
Фонд национального благосостояния (ФНБ) - 3,973 трлн рублей.
 
Средняя цена по году нефти марки Urals - $40 за баррель.
 
Леонид Беррес
Просмотров: 228 | Добавил: chaosandman1989 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0