Главная » 2019 » Март » 18 » Кому война, кому бюджет: треть всех расходов пойдет на оборону и безопасность
23:46 Кому война, кому бюджет: треть всех расходов пойдет на оборону и безопасность | |
Эксперты признали новый проект казны боевым Несмотря на то что власти продекларировали снижение военных трат на 6% в год, все равно треть нового трехлетнего бюджета - это оборона, безопасность и правоохранительная деятельность. В свое время такая структура расходов была характерна для Советского Союза. При этом, по мнению большинства опрошенных "МК" экспертов, цена вопроса для экономики очень высока: уже в 2017 году власти, борясь с бюджетным дефицитом, полностью израсходуют Резервный фонд, да еще и займут огромные средства как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того, специалисты отметили, что документ не содержит амбициозных задач и даже намеков на технологический прорыв. Тем не менее проект бюджета-2017-2019 был 13 октября одобрен на заседании правительства. 28 октября он поступит в Госдуму. Николай ВАРДУЛЬ, главный редактор "Финансовой газеты": - Бюджетная трехлетка, вновь намеченные приоритеты, то, что финансирование социалки не снижается, - это, конечно, хорошо. Плюс налоги, с некоторыми оговорками, не повышаются. Но я не могу назвать этот проект каким-то прорывным. Наоборот, он демонстрирует, что экономическая политика в стране меняться не будет. Целевые показатели по росту экономики, инвестициям крайне неамбициозны. Хотелось бы увидеть в документе среднегодовые темпы роста ВВП в 2017-2018 годах хотя бы на уровне 2,5-3%, рост инвестиций в основной капитал по 5-10% в годовом выражении в зависимости от сектора, инфляцию на конец 2017 года в диапазоне не выше 4-5%. По данным опроса "Левада-Центра", россияне за год стали меньше доверять государственным структурам. Рейтинг правительства снизился почти в два раза (с 45% год назад до 26%) и оказался самым низким за последние пять лет. По сути, это означает существование в обществе некоего запроса на перемены. Павел СИГАЛ, первый вице-президент "Опоры России": - Проект федерального бюджета на 2017-2019 годы формировался исходя из пессимистических оценок, чтобы в перспективе сдержать рост дефицита. Опираться на позитивные прогнозы, основанные на росте стоимости "черного золота", - крайне опрометчиво. Проблемы надо решать вне зависимости от ситуации на внешних рынках. Даже если ключевые показатели - такие как цены на нефть - будут на порядок выше, чем заложено в проекте бюджета, ожидать, что будет зафиксирован профицит, не стоит, поскольку расходы на оборонку будут только увеличиваться в ближайшие годы, причем в уведомительном порядке. Нельзя не отметить, что бюджет на предстоящие три года предполагает изменение "географических аспектов". Скажем, если госпрограмма "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока" на 2017 год финансируется всего на 49,7% от уровня 2016 года, то расходы на программу социально-экономического развития Калининградской области будут увеличены на 67,8%. Также планируется существенно увеличить уставной капитал АО "Корпорация развития Северного Кавказа" на развитие инвестиционной среды в этом округе. Однако самое интересное - это источники финансирования нового бюджета. Правительство страны планирует серьезно "опереться" на долговой рынок. Минфин увеличит объем заимствований на внутреннем рынке более чем в три раза по сравнению с 2016 годом - до 1,05 трлн руб. в год, в то время как объем займов на внешнем рынке может вырасти более чем в два раза - до $7 млрд. Виталий БАГАМАНОВ, управляющий директор БКС "Ультима": - Новый бюджет характерен тем, что в нем правительство постаралось максимально сократить дефицит. При этом, по большому счету, власти охраняют социальную направленность. Так, расходы на социальную политику увеличиваются с 4,631 трлн руб. в нынешнем году до 5,1 трлн руб. Что касается параметров, которые использовались в расчетах, то сейчас они кажутся слишком консервативными. В частности, на 2017 год заложена цена на нефть в $40 за баррель, хотя есть высокая вероятность, что цены вырастут. В расчетах на 2018-2019 годы стоимость нефти составляет $55 за баррель. При этом курс рубля в прогнозе составляет 67 за доллар. Отдельно стоит отметить, что бюджет базируется на темпах инфляции в 4% уже в 2017 году. На этом построены все индексации, включая рост тарифов. Учитывая, что сейчас ЦБ, МЭР и Минфин принимают этот показатель за базовую величину, есть реальные основания предполагать достижение этой цели в следующем году. Это, конечно, будет историческим событием для российской экономики. В таких условиях можно будет ждать сильнейшего снижения ставок в экономике и повышения экономической, потребительской и кредитной активности в 2018-2019 годах, поэтому, скорее всего, параметры бюджета необходимо будет пересмотреть достаточно серьезно на последующие годы. Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института Высшей школы экономики: - По факту это проект бюджета воюющей страны, притом что никто на нас реально нападать не собирается. На национальную оборону в 2017 году будет потрачено 17,6% бюджета, а на безопасность и правоохранительную деятельность - 12,2%. Для сравнения. На здравоохранение предусмотрено 2,3%, на образование - 3,5%. Общие ресурсы, направляемые в отечественную экономику, на 5% меньше, чем чисто военные ассигнования. Такая структура расходов характерна для страны, которая ведет боевые действия. Нам говорят, что компания в Сирии не отнимает дополнительных средств Минобороны. Может, так оно и есть, но в этом случае имеет смысл сократить финансирование этого ведомства. К сожалению, властями не выучен один простой урок. Одной из причин краха СССР были чрезмерные траты на ВПК с одновременным падением цен на углеводороды. В 1980-е годы мы делали больше всех в мире танков и подводных лодок, которые до сих пор не можем утилизировать. Я считаю, что, выделив 3,5% на образование, правительство уже сейчас закладывает будущую неконкурентоспособность российской науки, которая должна активно участвовать в инновационном процессе, производя новые технологии. Как раз на это часто сетует наш президент. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА-2017: Доходы - 13,492 трлн рублей. Расходы - 16,160 трлн рублей. Дефицит - 3,2% ВВП. Финансирование дефицита: Внутренние заимствования - до 1,05 трлн рублей. Внешние - до $7 млрд. Резервный фонд на конец 2017 года - 0 рублей. Фонд национального благосостояния (ФНБ) - 3,973 трлн рублей. Средняя цена по году нефти марки Urals - $40 за баррель. Леонид Беррес | |
|
Всего комментариев: 0 | |